Когда мы едины...
Вот и еще один этап пройден. Мы с вами преодолели все трудности, справились с непростой задачей создания анимационного ролика, которая требовала от участников максимум терпения, хладнокровия и упорства. Но на этом этапе каждый из вас смог раскрыть и свой творческий потенциал.
Моё решение задания (часть 1)
Учебный предмет |
Информатика |
История |
Аудитория |
2-5 класс |
5 класс |
При изучении темы |
Носители информации, Передача информации, Хранение информации |
Древний Египет.
Западная Азия в древности
Индия и Китай в древности
Древний Рим
|
Величайшее открытие: бумага
Мы знаем, кто придумал электродвигатель и антибиотики, конституцию и компьютер. Но эти изобретения, изменившие жизнь человечества, никогда не состоялись бы, если бы в древности кто-то, чьих имен мы никогда не узнаем, не изобрел земледелие, обработку металлов и письменность. Современные дети, выводящие свои первые буквы-каракули, не думают в это время о своих далеких предках. Они пришли в мир, который невозможно представить без средств массовой информации, а они не развились бы без письменности, без огромного количества разнообразных текстовых материалов. Чтобы жить в этом мире, нужно уметь читать и писать, иначе окажешься на обочине современности.
На протяжении тысячелетий происходила эволюция средств передачи информации. Длительное время основным средством коммуникации между людьми была устная речь. «В начале было Слово…» - цитата из Библии, а я хотел бы, чтобы мы вспомнили материалы, на которых были начертаны первые слова, первые зачатки информации. Веками совершенствовалась техника передачи устного слова до возможно большего количества людей. Этой цели была подчинена и архитектура культовых и религиозных сооружений древнего мира. Затем начали появляться различные записи.
В начале был камень, стены пещеры, прибрежный валун, скалы у моря. На них первые летописцы, художники старались запечатлеть то, что их волновало вчера, сегодня и будет интересовать завтра. Камень неолита: камень Шумера, Египта, Мексики, Англии, Норвегии, Китая, Азербайджана…
Рисунки на камнях. Образы. Стремление передать факт жизни. Желание – интерес – поиски все новых форм (или техники) в передаче главного – информации. Более сложная ступень: попытка обозначить звук, то есть то, что нельзя было увидеть, а только дано было слышать! Пиктографическое письмо: вырезанные, выбитые, выскобленные на твердых и не очень породах камня образы – символы, значки, обозначающие нечто, появляются позже. А вначале гениально просто: птица – это рисунок, довольно условный, но все-таки быстро читаемый контурный рисунок птицы, а позже рисунок трансформируется в значок: «птица». Но до этого надо еще дожить, пережив не одну сотню лет и поколений.
Затем появляется глина с ее великолепной способностью хранить на себе следы воздействия. Сырая глина используется для повседневных нужд, а обожженная идет в архив, для потомков, как документ, как память.
С металлом также связаны функции носителя информации. А в Древнем Риме ветеранам войска за 25-летнюю службу выдавались две бронзовые таблички как свидетельство их заслуг перед государством.
Воск, утрамбованный влажный песок, листья растений, кора деревьев, шелк, шкуры зверей и самые разные материалы, которые используются для одного: передать слово, донести информацию, и, наконец, бумага.
Изобретение бумаги Цай Лунем в Китае послужило толчком к дальнейшему развитию цивилизации. Цай Лунь родился во время Восточной династии Хань (25–220 гг. до н. э.). В возрасте 15 лет он был отправлен в императорский дворец в качестве евнуха. За своё трудолюбие и изобретательность он много раз получал повышение. На протяжении сорока лет он служил пяти императорам, в том числе императору Мин. Ему было присвоено звание маркиза.
Цай Лунь использовал кору деревьев, волокна конопли, тряпки и остатки рыболовных снастей в качестве сырья для производства бумаги, которое его помощники измельчали и замачивали в воде на длительный промежуток времени. Затем эту смесь нагревали и наносили тонким слоем на пластины. После просушки на солнце эти листы использовали как бумагу, на которой можно было писать.
В 105 г. до н. э. Цай Лунь представил свой процесс изготовления бумаги императору, который был очень доволен результатом и издал императорский указ, чтобы этот процесс широко распространился по всему Китаю. Таким образом, китайская цивилизация стала быстро развиваться, особенно в области литературы, образования и делопроизводства.В восьмом веке Китай стал экспортировать бумагу в другие страны Азии, но секрет техники изготовления бумаги продолжал сохраняться втайне на протяжении многих столетий. В 751 г. до н. э., во время конфликтов между китайской династией Тан и арабской империей, несколько китайских рабочих по изготовлению бумаги были захвачены арабами — и вскоре бумажная промышленность начала развиваться в Багдаде. В дальнейшем она была постепенно распространена в арабском мире. Кстати, арабское слово «бумага» (kagaz) произошло от китайского слова.
Впоследствии ещё более усовершенствованная технология бумажного производства стала распространяться в Северной Америке и Европе. Согласно историческим записям, в Европе построили завод по изготовлению бумаги только через 1000 лет после того, как её изобрёл Цай Лунь. И хотя бумажная промышленность в настоящее время очень хорошо развита, в ней по-прежнему берётся за основу принцип изготовления бумаги, изобретённый Цай Лунем.
Технология бумажного производства Цай Луня стала новой вехой в развитии человеческой цивилизации.
Бумага – удивительный материал, проникший во все сферы человеческой жизни. Невозможно представить повседневную бытовую и профессиональную деятельность человека без её использования, потому что бумага, это, в первую очередь, – информация.
Влияние появления бумаги
Для учеников
Задание в группах. Посмотрите ролики о различных способах передачи информации и выполните задания.
Передача информации в мультипликационных фильмах
При выполнении этих заданий Вы познакомитесь с различными способами передачи информации и носителями информации, научитесь анализировать, выбирать ключевые данные, сравнивать необходимую информацию и представлять её перед одноклассниками.
Игры-пазлы по теме "Передача и хранение информации" (создана в Jigsawplanet)
Игры предназначены для ознакомления с различными носителями информации Древности, которые повлияли на распространения средства массовой информации.
Игра-викторина "Носители информации" (создана в Purposegames)
Список использованных источников
Босова Л.Л., Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Босова Л.Л., Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Рекомендуемые видеоролики
|
|