Элективный курс "Решение прикладных задач с помощью Visual Basic"
Программа зарегистрирована в МОУ ЦИМПО 03.12.2009 год, регистрация № 1708.
Программа рассмотрена и утверждена на заседании
ГКМС, протокол № 1 от 03.12.2009 года
Составители: зам.директора по ИКТ, учитель информатики МОУ гимназии № 3 Давыдова Татьяна Викторовна, учитель информатики и ИКТ МОУ гимназии № 3 г. Иркутска Лобах Татьяна Владимировна
Основной задачей элективного курса является знакомство учащихся с основными понятиями информатики и формирование навыков обработки информации с помощью языков программирования. В программе излагается изучения объектно-ориентированного языка программирования, с одной стороны, на формирование теоретической базы, с другой стороны – на овладение учащимися конкретными навыками использования языков программирования при решении прикладных задач.
Программа предназначена для углубленного изучения информационных компьютерных технологий в 7-11 классах общеобразовательных школ, а также лицеев и гимназий и рассчитана на 1 час в неделю (34 часа).
Цель курса: научить применять среду программирования Visual Basic для создания прикладных программ.
Задачи курса:
-
актуализировать знание английского языка;
-
способствовать пониманию обучающихся о принципах и возможностях систем визуального программирования;
-
ознакомить с созданием событийных процедур (подпрограмм на языке программирования);
-
научить создавать программы на языке программирования.
В данном сборнике представлено значительное число практических, лабораторных работ. Последовательность изучения материала также способствует облегчению понимания разделов с уровнем общего развития и интеграции курса с другими предметами, такими как математика.
В программе уделяется большое внимание на решение прикладных задач с помощью языков программирования и других программных продуктов.
Данная программа частично апробирована в 10-11 классах с 2005 года. Учащиеся с удовольствием составляют программы, так как могут сразу оценить получившийся результат.
Изучение курса "Решение прикладных задач с помощью Visual Basic"основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении информационных технологий ранее, а также приобретенных знаний на уроках математики, рисования.
Представлено значительное число практических, лабораторных работ. Последовательность изучения материала также способствует облегчению понимания разделов с уровнем общего развития и интеграции курса с другими предметами, такими как математика.
В программе уделяется большое внимание на решение прикладных задач с помощью языков программирования и других программных продуктов, а также дается примерное тематическое планирование.
Содержание курса
Понятие языков программирования, их классификация. Алгоритм, основные свойства и способы записи алгоритмов. Исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя.
Учащиеся должны:
- знать понятие алгоритма, свойства алгоритмов;
- иметь представление об исполнителе, систем команд исполнителя;
- знать понятие программы;
Правила техники безопасности при работе с компьютером. Интерфейс языка программирования, понятие проекта, программного кода, пользовательский интерфейс, структуры программы. Объект, его свойства и методы, события. Понятие инкапсуляции. Константы, переменные и функции. Оператор присваивания.
Учащиеся должны:
- правила техники безопасности при работе с компьютером;
- знать понятие интерфейса, проекта, программного кода;
- знать понятие объекта, его свойств, методов и событий;
- иметь понятие об инкапсуляции;
- знать основные типы данных;
- знать основные арифметические функции;
- уметь записывать выражения, записанные по математике в запись, которая используется в языке программирования и наоборот;
- уметь работать проекты (сохранять, открывать).
Линейный алгоритм. Оператор ввода и вывода информации. Решение задач используя линейный алгоритм. Разветвляющийся алгоритм. Оператор выбора. Решение задач на условный оператор и оператор выбора. Понятие циклического алгоритма, тело цикла, условие окончания или начала цикла. Цикл «Для», «Пока», «До». Решение задач, используя циклический алгоритм. Вложенные циклы.
Учащиеся должны:
- знать понятия типовых (линейного, разветвляющегося, циклического) алгоритма;
- знать операторы ввода и вывода информации;
- иметь понятие о генераторе случайных чисел;
- иметь понятие о назначении циклов «Для», «Пока», «До»;
- составлять программы для решения задач типовых алгоритмов;
- редактировать и компилировать написанную программу на компьютере.
Вспомогательные алгоритмы (функции и процедуры). Решение задач, используя подпрограммы.
Учащиеся должны:
þ иметь понятие о вспомогательном алгоритме, его видов;
þ применять вспомогательные алгоритмы при решении задач.
Переменные символьного типа. Основные операции, текстовые функции. Применение различных текстовых функций в программе.
Учащиеся должны знать:
þ иметь представление об основных функциях работы с текстом;
þ применять текстовые функции при решении задач.
Массивы (таблицы). Создание массива, поиск элементов массива по условию, нахождение максимального и минимального элемента в массиве, сортировка массива. Двумерные массивы.
Учащиеся должны:
þ знать понятие массива, элемента массива, индекс элемента массива, размерность массива;
þ уметь создавать массив;
þ уметь обращаться к элементам массива;
þ составлять программный код, используя массив.
Графические операторы. Создание графических изображений с помощью операторов графики. Абсолютная и относительная система координат. Анимация и её создание.
Учащиеся должны знать:
þ иметь представление об операторах создания графических изображений;
þ понятие анимации;
þ уметь создавать с помощью операторов графические изображения.
- Алгоритм. Программа. Исполнитель.
- Интерфейс языка программирования Visual Basic.
- Свойства, методы объектов: Form, Label, CommandButton
- Типы данных, константы и переменные.
- Объект Shape. Изменение свойств объекта
- События объекта Form, Label
- Графический метод scale и line
- Графический метод circle (создание окружностей)
- Графический метод (создание дуг и секторов)
- Создание графических изображений
- Создание графических изображений
- Операторы ввода и вывода информации
- Линейный алгоритм. Проект "Чердак"
- Условный алгоритм. Проект "День, ночь"
- Создание проекта, используя условный алгоритм
- Циклический алгоритм со счетчиком
- Создание проекта, используя циклический алгоритм
- Циклический алгоритм с предусловием
- Создание проекта, используя цикл с предусловием
- Создание повторяющихся графических объектов
- Создание анимации графическими методами
- Вспомогательные алгоритмы
- Создание проекта, используя вспомогательные алгоритмы
- Объект Time. Создание анимации графических объектов
- Массив. Создание графических массивов
- Случайные числа и цветовые модели
- Создание натвордов, используя графические массивы
- Создание проекта "Поле чудес"
- Создание проекта по своей теме
- Создание проекта по своей теме
- Создание проекта по своей теме
- Демонстрация своей работы
- Резерв
- Резерв
Список использованных источников
-
Visual Basic 6.0: Пер. с англ. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 992 с.
-
Волчёнков Н.Г., Программирование на Visual Basic 6: В 3-х ч., Часть 1. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 288 с.
-
Волчёнков Н.Г., Программирование на Visual Basic 6: В 3-х ч., Часть 2. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 288 с.
-
Волчёнков Н.Г., Программирование на Visual Basic 6: В 3-х ч., Часть 3. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 238 с.
-
Информатика в школе: приложение к журналу "Информатика и образование". № 1 - 2007. - М.: Образование и Информатика, 2007. - 112 с.: ил.
-
Культин Н.Б., Visual Basic. Освой на примерах. – СПб: БХВ-Петербург, 2004. – 288 с.
-
Основы Visual Basic школьникам Сетевые уроки преподавателя МОУ "Куракинская СОШ" Шакурова З. З. http://teach-shzz.narod.ru/vbasic/indexvb.htm с.
-
Ресурсы по информатике Ивановского «Учебно-методического центра информатизации и оценки качества образования» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/83296e6b-024c-30a8-ccdb-3066faacf849/100211/
|