Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Сайт Лобах Татьяны Владимировны

Четверг, 02.05.2024, 10:41

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Профориентационная работа в гимназии с использованием ИКТ-технологий
http://ito.edu.ru/2009/Tomsk/II/II-0-50.html
Профориентационная работа в гимназии с использованием ИКТ-технологий

Информационно-коммуникационные технологии позволяют оптимизировать образовательный процесс, поэтому их необходимо использовать в различных сферах деятельности. В том числе для профессионального выбора обучающихся. Применение данных технологий не только повышает мотивацию изучения учебных дисциплин, но также используются для непосредственного поиска будущей профессиональной деятельности.

В современном обществе много различных профессий и специальностей, однако нельзя говорить об успешной профессиональной деятельности каждого выпускника школы. И это проблема не только одного человека, а всего общества. Многие выпускники не могут себя адекватно охарактеризовать, не знают специфики выбираемой ими профессии.

На данный момент существует большое количество различных методик для диагностики предрасположенности обучающихся к той или иной профессии. Не всегда выпускник правильно оценивает результаты диагностик психологической службы, так как не может сопоставить особенности своего психо-физиологического состояния и профессиограммы выбранной профессии, не может оценить, как добиться успешного выбора профессии, а видит только результат выбранной профессии – получение прибыли или получения высокого статуса в обществе.

Во время обучения в образовательных учреждениях нельзя забывать о здоровом духе человека, о положительных эмоциях и комфорте. Уже с младшего возраста необходимо развивать личностный потенциал и достигать успехов не только в глобальных мероприятиях (конкурсах, олимпиадах), а улучшать свои результаты в различных направлениях деятельности. Многие родители могут неправильно оценить возможности и задатки своего ребёнка к нужной профессиональной деятельности, поэтому рекомендовано прислушиваться к советам педагогов, психологов, применяя к ним собственный анализ.

Процедура профориентации сегодня приобретает все более значимый характер для обучающихся, так как позволяет сделать осознанный выбор профессии, добиться наибольшего успеха в карьере.

Одно из направлений профориентационной работы в гимназии построено на основе информационных компьютерных технологий, где каждый ученик не просто знакомится с различными профессиями, но и получает компетенции поиска, анализа, обработки и систематизации материала, а также компетенции презентации своих результатов. Программа рассчитана на четыре года, с пятого по восьмой класс:
5 класс – «Профессии моей семьи».
6 класс – «Моё хобби».
7 класс – «Новые профессии современности».
8 класс – «Моя будущая профессия».
В пятом классе обучающимся предлагается узнать о профессиях членов своей семьи: родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев и других родственников. В процессе поиска и систематизации материала обучающиеся знакомятся с семейным архивом: просматривают старые фотографии, читают газетные статьи и письма о своих родственниках, знакомятся с профессиональными династиями своего рода. Они с удовольствием и удивлением обнаруживают некоторые подробные детали, о которых раньше даже не подозревали.

Многие соглашаются, что только благодаря данной программе профориентации, акцентировали информацию о различных специальностях семьи, положительных и отрицательных сторонах каждой профессии. Всю найденную информацию представляют с помощью программы создания презентаций, которая легко изучается и используется как базовая программа в образовательном процессе.

Оформление работы происходит в соответствии с едиными требованиями: правильное отображение информации, правильное оформление титульного слайда, выбор единого стиля оформления, рационального сочетания визуальной и текстовой информации. Многие обучающиеся после проведения данной работы продолжают вести исследовательскую деятельность, а знание редактора презентаций позволяют создавать новые презентации по другим учебным дисциплинам.

В шестом классе учащимся предлагается рассказать о своем хобби. Каждое хобби вырабатывает основные компетенции, которые в дальнейшем используются в профессиональной деятельности. Например, занятия спортом позволяют научиться быстроте принятия решения, терпению, силе воли, выносливости. Групповые виды спорта (футбол, баскетбол и другие) усиливают чувства коллективизма, толерантности. Девушки, которые занимаются прикладным творчеством (вязание, макраме, шитье) учатся быть более терпеливыми, спокойными. Данные личностные качества помогут им в дальнейшей профессии. Каждый обучающийся может выбрать компьютерную программу, в которой продемонстрирует своё хобби.

В седьмом классе обучающимся предлагается рассказать о новых профессиях современности. В связи с увеличением информационного потока современного мира появляются новые профессии, преобразуются старые в связи с новыми требованиями. Поэтому целью профориентационной работы на данном этапе является осведомленность о достоинствах, недостатках специальностей, необходимых в мировом сообществе. Предлагается сделать постер, рекламу выбранной профессии в графическом или текстовом редакторе. В данной работе необходимо наглядно отобразить спецификатор и фотографии данной профессии. При создании постера формируется умение правильно демонстрировать найденный материал. Некоторые обучающиеся подходят к данной работе творчески и получают настоящие рекламные продукты.

В восьмом классе ученикам предлагается рассказать о будущей своей специальности, в каком учебном заведении можно её получить, уточнить профессиограммы и оценить свои возможности в соответствии с физическим и психологическим здоровьем. Результат работы можно представить с помощью любых доступных компьютерных программ.

Каждый обучающийся создает интеллектуальный продукт, выступает с защитой и презентацией внутри классного коллектива. После защиты в классах выбираются лучшие работы, которые проходят отбор и демонстрируются всем учащимся гимназии параллели, родителям в актовом зале.

При выполнении всех работ обучающийся может отследить, какими особенностями он должен обладать для получения желаемой профессии, сделать выбор об изменении будущей профессии или об усовершенствовании самого себя. Эта программа уже даёт свои результаты. Сегодня многие выпускники успешно реализуют себя в профессиях, о которых узнали в рамках данной программы.

Литература
Захаров Н.Н., Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1988, 272 с. Профессиональная ориентация старших школьников в процессе трудового обучения / В.А. Полякова. М.: Просвещение, 1972, 160 с.


Источник: http://ito-tomsk.itdrom.com/2009/thesises?page=2
Категория: Мои статьи | Добавил: lobakh_tv (24.04.2010)
Просмотров: 1784 | Теги: профориентация, Статья | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Включить версию для слабовидящих
Спасибо, что заглянули на мою страничку,
к учителю информатики МБОУ гимназии № 3 города Иркутска Лобах Татьяне Владимировне.
Здесь Вы можете найти информацию для учеников, учителей и родителей.
Мой электронный адрес: lobakh_tv@mail.ru

Категории раздела

Мои статьи [5]

Мне нравится

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0