Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Сайт Лобах Татьяны Владимировны

Четверг, 02.05.2024, 12:05

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Взаимосвязь творческих способностей с результатами проектной деятельности
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Лобах Татьяна Владимировна, МОУ гимназия №3, г.Иркутск (lobakh_tv@mail.ru) Доводы, до которых человек додумался сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим. Б. Паскаль Информационное общество предъявляет новые требования к выпускникам школ. Выпускник должен быть креативной личностью, владеть информационной грамотностью, оперативно решать возникающие проблемы. Одним из методов совершенствования личности является метод проектов, который обуславливает необходимость создания психологических условий для развития творческой личности каждого ребенка, формирование учащегося как активного субъекта учебной деятельности. Изучением творческих способностей занималось большое количество учёных, были созданы различные теории. Например, теории психологии творчества (А.В. Брушлинский, Я.А. Пономарев), гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу), положения о развитии креативности учащихся (Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, Е.Е. Туник). Большое разнообразие теорий изучения творческих способностей влекут многообразные определения. Нам близко определение Т. Любарта, креативность – это способность создавать продукт, который обладает новизной и при этом соответствует контексту, в котором он находится. Исследование проводилось на базе Муниципального общеобразовательного учреждения города Иркутска гимназии № 3. Были охвачены обучающиеся 10 классов в количестве 45 человек. Возраст испытуемых от 15 до 17 лет. Для исследования была организована проектная деятельность, в ходе которой необходимо было создать интеллектуальный продукт с использованием программирования. Для диагностики уровня творческих способностей были использованы методики Вильямса в модификации Е.Е. Туник. По завершению проектной деятельности продуктивность проектов была оценена по четырем уровням. 29 %, не смогли себя реализовать в проектной деятельности. 31% ребят попытались создать оригинальные проекты, не смогли полностью реализовать проект и довести до завершения. 27% обучающихся справились с реализацией проектов на среднем уровне. Их проекты не отличались оригинальность, однако они смогли привести проект к завершению. 13% обучающихся создали серьезные необычные продукты. По результатам исследования сделан анализ, выделяя эффективность проектной деятельности и различные факторы креативности (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность мышления, а также способность пойти на риск, комплексность, любознательность, воображение). Из рисунка 1 видно, что у большинства обучающихся факторы креативности находятся в норме. Низкие результаты показали от 4% до 11% обучающихся. 11% обучающихся по способности уметь визуализировать и строить мысленные образы, поиска внутренних взаимосвязей в исследуемых объектах. 7% исследуемых показали низкие результаты по фактору Любознательность, иметь желание находить выход в приводящих в замешательство ситуациях. 4% ребят показали низкие результаты конструктивно принимать критику, предполагать возможные неудачи. Высокие показатели показали 11% ребят. Они могут позволить себе думать не как все, высказывать свою точку зрения, такое же количество обучающихся могут видеть разницу между тем что есть, и тем, что могло бы быть. 4% обучающихся всегда интересуются тем, что происходит в социуме. Всего 2% ребят показали, что могут доверять интуиции. Полученные результаты статистически подтверждены с помощью ранговой корреляции Спирмена. Существует прямая зависимость между результатами проектной деятельности и личностно-индивидуальными творческими факторами: иметь смелость действовать в неструктурированных условиях, делать догадки, быть любознательным и проявлять интерес. Чем выше перечисленные факторы творческих способностей, тем выше уровень результатов проектной деятельности. Для успешного выполнения проектной деятельности необходимо развивать факторы креативности. Обучение начинается с удивления, поэтому нужно научить удивляться всему, позволять мыслить не так как все, создавать условия для генерирования различных идей и воплощения их в жизнь. Литература 1. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с. 2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С.Полат – М., Академия, 2000. – 272 с. 3. Психология креативности / Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни. – М.: Когито-Центр, 2009. – 215 с. 4. Савенков, А.И., Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие / А.И. Савенков. - М.: Ось-89, 2006. - 480 с. 5. Туник, Е.Е. Диагностика творческого мышления: Креативные тесты/ Е.Е. Туник. - М.: Чистые пруды, 2006. – 35 с.

Источник: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,23105/Itemid,118/
Категория: Мои статьи | Добавил: lobakh_tv (25.10.2010)
Просмотров: 1063 | Теги: математических, творчество, Взаимосвязь, Статья | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Включить версию для слабовидящих
Спасибо, что заглянули на мою страничку,
к учителю информатики МБОУ гимназии № 3 города Иркутска Лобах Татьяне Владимировне.
Здесь Вы можете найти информацию для учеников, учителей и родителей.
Мой электронный адрес: lobakh_tv@mail.ru

Категории раздела

Мои статьи [5]

Мне нравится

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0